Dle > Мои Статьи > НЭЦКЭ

НЭЦКЭ


26-07-2008, 08:57. Разместил: RoMkA
Появление первых нэцкэ в Японии связано с изменениями в национальном костюме в 15 в., введение в костюм пояса и отсутствие карманов и предопределили их появление . Поначалу это были небольшие и грубоватые по форме брелки в виде небольшой 7-10 см. палочки, к которой привязывали один конец шнурка, а к другому, пропустив под поясом, привязывали разнообразные необходимые предметы: инро,кошельки,печати и тд.

Со временем из скромных брелков нэцкэ превратились в предмет украшения одежды т.к. многочисленные реформы в Японии позволяли носить дорогую одежду из шелка и парчи только представителям аристократии.Всем остальным приходилось довольствоваться скромной одеждой.Искусно вырезанная нэцкэ в этой ситуации становилась украшением костюма,позволяя продемонстрировать богатство и вкус своего владельца.

Быстрому художественному совершенствованию нэцкэ способствовали опыт и мастерство японских мастеров скульптуры , резчиков масок и кукол, мастеров по лаку и др.мастеров - их многовековой опыт и переняли резчики нэцкэ .

Самые старые нэцкэ дошедшие до наших дней это нэцкэ 17 века.Их формы эргономичны и достаточно просты в плане исполнения. К сожалению их сохранилось очень мало.





Фото 1,2 Окамэ как кормящая мать. 17 в.


Документированная история нэцкэ начинается в 18 веке , когда появляется ряд сочинений в которых упомянуты ведущие резчики ,охарактеризованы основные школы резьбы и тд. Самое известное сочинение того времени ,,Сокэн кисе,, (рассуждение об оправе мечей) вышло в г.Осака в 1781 г. Автор Инаба Мититацу. С этого времени появляется множество школ резчиков нэцкэ со своими традициями и стилем в технике резьбы , любимыми сюжетами и моделями. Несмотря на сложность композиционных построений , нэцкэ всегда сохраняли свою утилитарную функцию,диктующую форму предмета и расположения отверстия для шнурка ( химотоси ).



Фото 3. Мышонок.


Из разнообразных форм нэцкэ чаще всего встречается миниатюрная резная скульптура ,изображающая богов,людей или животных- катабори.











Фото 4,5,6,7,8


маска - самая большая после катабори категория.





Фото 9,10.


мандзю - нэцкэ в виде толстого диска, который обычно покрывают рельефной резьбой, иногда делается из двух половинок





Фото 11,12


рюса - похожа на мандзю, но резьба прорезная, напоминающая кружева





Фото 13,14


Есть еще несколько разновидностей нэцкэ ,но они не так широко распространены . Хочется еще обратить внимание на мастерство резчика, который виртуозно, на мой взгляд , выполнил работу,, Крысы и стручок бобов,, мастер Ицумин.



Фото 15


Мастер Иккю, удачно использовал текстуру дерева для передачи ощущения спелой груши.



Фото 16.


Особо хочу выделить технику резьбы некоторых мастеров ,которая называется иттобори (резьба только ножом,без применения более тонких и сложных инструментов).Это резьба в один прием ,которую можно сравнить с боевым искусством ,,школы одного удара,,. В этом смысле - данная школа одна из ,,самых японских,,.





Фото 17 , 18.


Иногда мастера делали символический подтекст нэцкэ более многоплановым. Например нэцкэ ,,Хотэй в паланкине,,



Фото 19


Хотэя несут два карако (китайские мальчики) в его собственном мешке - ,,паланкине,,.При этом изображение построено по схеме иероглифа ,,кокоро,,- сердце, душа.



Фото 20.


Ну и конечно ,,магия,, нэцкэ полностью раскрывается только когда держишь фигурку в руках и рассматриваешь вблизи. Надеюсь что мне удалось хоть немного рассказать что-то новое об удивительном мире нэцкэ и статья будет полезной для всех интересующихся.

С уважением, Анатолий Кравчук.
www.vyla.net

Вернуться назад